Группа исследователей из Университета Ирвина под руководством Франсиско
Айала изучила активность коры мозга десяти мужчин и десяти женщин.
Участникам эксперимента показывали изображения города и живописные
полотна, а затем просили оценить увиденное по шкале красиво - не
красиво.
Пока испытуемые морщили лбы и выносили свои
культурологические суждения, ученые контролировали активность мозга
испытуемых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.
Этот метод позволяет "вычислять" магнитные поля, вызванные
электрическими токами между нейронами, и отслеживать, какие области
мозга в данный момент наиболее активны.
По результатам
эксперимента выяснилось, что и у мужчин, и у женщин наибольшую
активность проявляли теменные доли коры головного мозга. Пиковые
значения при этом наблюдались в период 300 - 900 миллисекунд после
того, как испытуемым показывали изображение. По мнению исследователей,
такая задержка говорит о том, что мозг начинает усиленно работать как
раз тогда, когда принимает решение относительно эстетической ценности
того или иного предмета, а не когда человек впервые видит какое-либо
произведение искусства.
Мозг представительниц прекрасной
половины человечества показал себя "отличником" - у женщин работали оба
полушария, тогда как у мужчин - только правое. Это объясняется
различиями в принципах обработки пространственной информации. В ходе
эволюции у мужчин лучше развились навигационные навыки, поскольку они
должны были охотиться и преследовать добычу. Женщины же занимались
сбором фруктов, съедобных кореньев и ягод неподалеку от места обитания,
и потому стали лучше мужчин ориентироваться в ограниченном пространстве.
Именно
поэтому при решении навигационных задач мужчины оказываются на высоте -
они в первую очередь учитывают расстояния и основные направления.
Женщины же выполняют аналогичные задания, вспоминая расположение
ориентиров и руководствуясь сравнительными направлениями, такими как
"налево от..." или "направо к...". Кстати, разность подходов объявняет
и то, почему женщинам трудно читать географические карты, а мужчинам
сложно найти какой-либо предмет, находящийся под самым носом.
|